Консультация для родителей
«Декоративно-прикладное искусство в детском
саду и дома»
Получить в детстве
начало эстетического воспитания –
значит на всю жизнь
приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить
произведения искусства,
приобщаться к
художественному творчеству
(Н. А. Ветлугина).
Эстетическое воспитание
детей – это ежедневная работа во всех видах
деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать
человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов
эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности
только лишь в детском саду не приведёт к желаемым результатам. Поэтому
родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать
в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством
воображения.
С давних пор дошкольная
педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через
близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество
других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Народное искусство,
жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в
образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего
народа.
Начиная приобщать детей
дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному
промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка
разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и
постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи,
женские фигуры в расширяющихся книзу юбках и высоких головных
уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Уважаемые родители,
предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного
творчества! Для этого воспользуйтесь нашими советами:
• Перед началом
работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить
методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с
этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический
материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия,
расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы
росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно
рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов:
круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как
нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно
дети должны усвоить элементы росписи.
• Для облегчения
рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же
пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Ознакомление с
дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует
формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское
творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному
краю.
Хохлома – красота несравненная.
Родина пламенной хохломы
– Нижегородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной
росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная
профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов.
Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18
веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В
композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились
у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и
захода солнца, ритмичны и полосы на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки?
Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.
Ребенок обязательно
запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: "
Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку
смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал
пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась
крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда
расписная! "
Можно загадать ребенку
загадку: "Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту
такую люди называют… .(хохломой).
В некотором
царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит
городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые
мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство
показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину
чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую
свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в
виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а
слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами:
две козочки стоят, а наверху петушки дерутся. Но не только лепниной украшали
гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных
оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали
называть ее «нежно — голубое чудо». По сей день стоит недалеко от Москвы средь
лесов и полей старинный городок Гжель.
Ценность филимоновской
игрушки в ее подлинности, в её корнях, уходящих в глубокую древность.
Мастера-филимоновцы бережно хранят традиции своих предков.
Филимоновские игрушки узнаваемы и сказочны одновременно, что очень важно для
развития образного мышления и воображения. Герои филимоновской игрушки – это
крестьянки, барыни, солдаты, наездники, танцующие пары. Из животных чаще
всего изображаются коровы, лошадки, медведи, бараны, а из птиц – курицы и
петухи. Все филимоновские игрушки изначально выполняли функцию оберегов и
магических инструментов.
Еще одна особенность
филимоновской игрушки, что все они имеют свисток. У животных он расположен в
хвосте, фигурки людей всегда держат птицу или зверька-свистульку. Эту
особенность можно использовать, играя с малышами в музыкальные игры. Научите
ребенка дуть в свистульку, слушать и регулировать силу звука, повторять за вами
мелодии с разным темпом и ритмом.
Начиная с 5-ти лет расширять представление детей о филимоновской игрушке, рассказывая о происхождении, особенностях изготовления. Старшие дошкольники с удовольствием создают поделки и игрушки из различных материалов по мотивам филимоновской игрушки, осваивают роспись на плоскости и на объеме.
В 60х годах на
прилавках магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки,
детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются
невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция
пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась. Городец – маленький
старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был
основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими
резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся
в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее
резьба заменяется красивой цветочной росписью.
Жостовские подносы.
Недалеко от Москвы, в
очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл
и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито
оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных
подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы. Роза - королева
цветов, её художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством
оттенков. Но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок, это очень
длительный процесс.
В начале ХIХ в. На Руси
получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал -
чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Неприменным
участником чаепития стали подносы. Форма подносов самая разнообразная - это и
шестиугольные и восьмиугольные и даже треугольные подносы. Фон подносов не
только чёрный, а красный, зелёный, бордовый, синий, бирюзовый, оранжевый.
Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих
пор. Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл
теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но самое главное
сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Люди радуются,
покупая красочные подносы с жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.
Полхов-Майданские мастера - главные по изготовлению матрешек. Нижегородский край
знаменит своими деревянными игрушками – Городецкие, Семеновские, Федосеевские.
У мастеров других народных промыслов на первом месте была серьезная работа –
они изготовляли нужные в хозяйстве предметы: посуду, орудие труда, а если
оставалось время, то делали игрушки на забаву детям. А Полховские мастера
наоборот. Прежде делали игрушки на все детские возраста и вкусы: пирамидки,
грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, детские
музыкальные инструменты и называли все эти изделия забавным словом «таратушки».
Ну а потом, если время оставалось, делали посуду. Год за годом менялся
ассортимент игрушек Полхов - Майданских мастеров.
В росписи Полхов –
Майданской матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый,
фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым,
синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи используется обводка
всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным
цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме « кругляшек». При выполнении
этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.
Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Уважаемые родители, помните:
1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий
рисования.
2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете
понять, что он сам не может хорошо нарисовать.
3. Поощряйте.
4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
5. Рисуйте вместе с ребенком.
Комментарии
Отправить комментарий